Продолжаю публикацию интересных мыслей, почерпнутых из книг Карла Роджерса. Напомню, Роджерс - это основатель гуманистического направления в психотерапии. ☀
Чем больше клиент воспринимает терапевта, как настоящего, искреннего человека, который способен к сочувствию и относится к нему безусловно положительно, тем более он уходит от статичного, жёсткого, бесчувственного, безличного типа функционирования, тем более он способен двигаться по направлению к текучей, изменчивой, наполненной разными чувствами жизнедеятельности.
Один из элементов, определяющих эффективность психотерапии состоит в том, насколько клиент глубоко, свободно, без страха научается принимать положительные чувства другого человека. Понять, что приняв положительные чувства другого ты в результате не останешься ни с чем, что это принятие не обязательно принесёт тебе боль, что это действительно "хорошие ощущения", когда другой человек участвует в твоих усилиях при встрече с жизнью. Это может быть одним из самых глубоких знаний, полученных в психотерапии или в не её.
В терапии человеку позволено совершенно сознательно проживать все свои реакции, включая чувства и эмоции. Когда это происходит, индивид чувствует, что он нравится себе, он искренне ценит себя, как цельно функционирующее существо. Принять себя и нравится себе - одно из целей психотерапии.
До психотерапии человек склонен часто непроизвольно задавать себе следующие вопросы: "Как, по мнению других мне следует поступить в данной ситуации? Что мои родители и культура хотели бы, чтобы я сделал? Что я должен делать?" Во время терапии человек начинает задавать другие вопросы: "Как я ощущаю это? Что это значит для меня?"
Создаётся впечатление, что клиент постепенно и мучительно исследует то, что находится за масками, обращёнными к миру, или то, что лежит за масками, с помощью которых он обманывал себя. Глубоко, зачастую очень ярко клиент переживает разные стороны себя, которые были спрятаны внутри. Таким образом он всё более становится самим собой - не маской, не конформистом, подстраивающимся под других, не циником, отвергающим все чувства, не фасадом интеллектуальных рационализаций, а живым, дышащим, чувствующим, пульсирующим процессом! Короче говоря, он становится личностью, обретает своё лицо.